Сочинение рассуждение на высказывание И. Г. Милославского "Любое повторение, двукратное или многократное..."
И. Г. Милославский, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова в одной из своих работ писал: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Утверждение, заслуживающее внимания, но, безусловно, спорное. Я могу согласиться с этим тезисом, но лишь отчасти.
Действительно, повторение – это весьма мощный инструмент, который позволяет акцентировать внимание на определенном вопросе. Особенно в наш век скоростного чтения, когда информация воспринимается читателями крайне невнимательно, очень быстро и до неприличия поверхностно. Чтобы донести определенную мысль, ее многократное повторение может быть хорошим инструментом.
Также повторение оправдано там, где подводятся определенные итоги. Если в одной части текста мысль изложена более развернуто и пространно, то уместным будет ее внедрение в других частях того же текста. К примеру, в журналистике традиционно применяется тактика «перевернутой пирамиды», когда в самом начале статьи, буквально в первом ее предложении, должна быть изложена вся суть статьи. А каждое следующее предложение должно эту суть раскрывать и дополнять. Кроме того, не стыдно повторить свою мысль в выводах: когда мы заканчиваем текст и хотим акцентировать внимание читателя на конкретных итогах сказанного, можно повторить ключевые моменты.
Но повторение – это скорее тонкий инструмент в умелых руках, чем универсальный способ привлечь внимание читателя. Именно поэтому я соглашаюсь с утверждением И. Г. Милославского лишь частично. Ведь неумело выполненное повторение – это тавтология, которая только загружает текст и делает его трудным для восприятия. Особенно это актуально для текстов с неудачной структурой, в которых отдельные логические фрагменты перемешаны, нет четкой модели повествования, а повторяющиеся мысли окончательно сбивают с толку читателя.
Также повторение может стать опасным при чрезмерном использовании. Даже в тексте с грамотной структурой излишний нажим на определенной мысли может привести к прямо противоположным результатам. Вместо акцента и дополнительного привлечения внимания можно получить отторжение. Читатель может счесть навязываемую мысль информационным шумом и отфильтровать ее.
Отдельно следует сказать о повторении распределенном, когда одна и та же мысль фигурирует в разных текстах. Это встречается в рекламной индустрии, когда со всех возможных носителей рекламы читателя бомбардируют информационным посылом. Подобные атаки сознание современных людей также постепенно учится отфильтровывать.
Подводя итоги, можно сказать, что только грамотно внедренное в текст повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего. Любое же повторение вполне можно счесть стилистической либо смысловой ошибкой и посоветовать автору от этого повторения избавиться.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.